В Крыму сложилась практика взимания с собственников помещений управляющими организациями платы за содержание не принадлежащей таким собственникам придомовой территории. Иными словами, собственников квартир вынуждают оплачивать услугу по уборке придомовой территории, однако зачастую собственником этой территории является администрация города.
Под придомовой территорией следует понимать земельный участок на котором расположен жилой многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Границы земельного участка относящегося к придомовой территории определяются на основании данных государственного кадастрового учета.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
А в случае расхождения сведений о составе общего имущества пунктом 4 Правил устанавливается приоритет сведений, содержащихся в Реестре.
В соответствии с ч.5, ст. 16 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания данной нормы следует, что в случае если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственником земли под многоквартирным домом является субъект соответствующего административно-территориального образования. Соответственно, и право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента его постановки на государственный кадастровый учет.
п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 491 в состав услуг и работ не входят:
Уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Согласно ч.1, ст. 39 ЖК РФ
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижимости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления. Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает.
Следует, однако, иметь в виду, что, если собственник или иной владелец объекта недвижимости либо земельного участка заключил с муниципалитетом договор, по условиям которого принял на себя обязательства по содержанию и благоустройству прилегающей к такому объекту территории, условия такого договора должны исполняться им надлежащим образом.